Параллельно с совершенствованием делового костюма развивался и вечерний стиль. После трудового дня светские дамы посещали культурные мероприятия, и каждая из них старалась подчеркнуть вечерним нарядом свою индивидуальность. История развития платья претерпела на своем пути немало изменений. Однако, несмотря на то что мода не стоит на месте, на каждом последующем витке все равно были заметны отголоски прошлых сезонов. Какие платья были раньше и как выглядят вечерние наряды в наши дни, вы узнаете на этой странице.
Настоящие леди и джентльмены никогда не назовут вечерний туалет бессмысленной покупкой, пусть один раз, пусть дорого, пусть надеть некуда или некогда — у этой красоты есть смысл.
Нам кажется, что вечернее платье было всегда. Тем не менее история одежды на вечер не такая уж и длинная, хотя полна парадоксов и изгибов и развивалась по принципу маятника: от роскоши к простоте — и обратно. Все эти колебания обычно связывают с культом женственности. Вечернее платье выступает как индикатор роли женщины в общественной жизни: во время экономического благополучия в моде роскошные, слишком вычурные, громоздкие и не очень удобные платья, а в так называемые «революционные» годы, когда активизируется деятельность женщин, носят комфортные платья с оригинальным силуэтом.
В XVII-XVIII веках, когда искусство торжествовало над естественностью, а модные выверты — над утилитарностью, парадные платья шили, твердо зная, что движения модников будут плавными и неторопливыми. На просторах загородных резиденций королей праздничные туалеты могли быть так велики, как позволяло самомнение дам. Их юбки казались нагромождением лент и кружев. Высота и чрезмерность декора париков измерялись гонором их владельцев. Карикатуры того времени высмеивают мужчин низкого роста, которые «возвышались» благодаря метровым взбитым кудрям, и дам с кораблями на голове. В XIX веке, в эпоху капитализма, появилось такое понятие, как вечернее платье. Раньше только знатные люди соблюдали строгий этикет: для дневных визитов — платья светлее, чем для утренних, на маленький обед — декольте небольшое, при парадных визитах — строгость и элегантность. Буржуазии, новому классу, находящемуся вдалеке от двора и знати, эти правила были неудобны и непонятны. Поэтому мужская одежда стала проще, она была призвана показать, что мужчина уже не денди, а деятельная особа. А супруги таких людей откровенно демонстрировали не положение, а состояние мужа.
История вечернего платья: 1900 – 1940 гг.
1900-е годы. На вечерних мероприятиях все еще сохраняется ритуал. Силуэт нарядного платья — по-прежнему «песочные часы»: тонкая талия, выраженное декольте, пышная юбка до пола, часто со шлейфом.
1910-е годы. Объемные платья Belle Epoque с корсетами уступают место более свободным, но не менее роскошным конструкциям. Развитие вечерней одежды в эти годы знаменуется появлением элементов декора: на нарядах них «растут» цветы, мерцают павлиньи глаза и искрятся жемчуга.
1920- е годы. Увлечение театральной модой, джазом, фокстротом и чарльстоном привело к тому, что вечерние платья приобрели узкий силуэт и длину до колен — так было удобно танцевать. Платья украшались перьями, самоцветными камнями. Появляются платья-рубашки для чарльстона и джаза. Коко Шанель придумывает маленькое черное платье рубашечного покроя — оно становится сенсацией и практически униформой на весь остальной век.
1930- е годы. Несмотря на Великую депрессию и экономический спад, это десятилетие кинематографического гламура. Вечерние платья снова становятся длинными, в пол, и эффектными: шелк и атлас, облегающий и струящийся, соблазнительно подчеркивающий тело, американская пройма, открывающая плечи, голая спина и нитка жемчуга. Эти годы — время открытых спин. Модой на глубокий вырез сзади человечество обязано киноцензуре, запрещавшей обнажать грудь.
1940- е годы. История вечернего платья в эти годы претерпевает ряд изменений. Нехватка тканей в военное время сделала вечерние платья узкими и довольно короткими. Появляются мужеподобные накладные плечи, широкий пояс туго обхватывает талию, верх одежды становится пуритански закрытым. Скромные платья надевают даже по торжественным случаям. Все внимание — на лицо и личность.
Но стиль new look, предложенный Кристианом Диором в 1947 году, открыл новую эпоху в моде после лишений военного времени. Осиная талия подчеркивалась пышным объемом платья, вечерний туалет мог весить 30 кг, а на юбку уходило до 40 м ткани.
Какие платья были раньше: 1950 – 1970 гг.
1950- е годы. Наступает эпоха праздности и шика, эпоха «Римских ночей», «Сладкой жизни», пышных свадеб, как, к примеру, актрисы Риты Хейворт с принцем Али-Ханом или актрисы Грейс Келли с принцем Монакским. 50-е — годы экономического роста, когда слабый пол наверстывает упущенное: платья в стиле new look — с перетянутой тали ей, вкладками на бюсте, валиками на бедрах и корсетными тисками и многослойными юбками — возвращают роскошную женственность. Модели Диора с названиями «платье-ландыш» или «платье-тюльпан» раскупались как заведомо выигрышные лотерейные билеты. Эффект в свете был гарантирован. В 50-е вечернее платье часто было с открытым верхом, без бретелей, что породило целую индустрию лент — держателей бюста и отдельных чашечек. Раньше эту функцию у голливудских актрис выполняла клейкая лента, снимаемая, увы, вместе с кожей.
1960- е годы. Вечернее платье полностью во власти эксперимента «all you need is love»: мини, крупный яркий рисунок — цветы, графические узоры. И новость в вечерней моде — брюки и брючные костюмы. Мир живет предчувствием космоса: платья своей серебристостью слегка напоминают шаттлы. К концу 60-х вечернее платье вообще теряет свою обязательность: стиль хиппи упраздняет роскошь.
1970- е годы. Мерилом вкуса становится экстравагантность, вечеринки напоминают карнавал. Вечернее платье вытесняется смокингом Ива Сен-Лорана — он выражает идею социальной значимости женщины, выводит женщину на равные с мужчиной позиции. Вечерний смокинг — шик с оттенком скандала, покушение на традиционные мужские ценности.
История вечерних нарядов: 1980 – 2000 гг.
1980- е годы. Царит вульгарная роскошь — крупные клипсы, колье из золота и фальшивых камней, золотые ткани и даже эполеты. Вечернее платье выглядит как униформа — с плечами серьезных размеров и юбкой-карандашом. Женщины словно вышли из сериалов «Династия» и «Даллас». Образ яппи диктует моду: днем работа и карьера, вечером — укрепление карьеры, круглые сутки — юбка и шпильки. Американская мода с коллекциями дизайнеров Донны Каран, Ральфа Лорена сильна как никогда.
1990- е годы. Весь XX век вечернее платье держало оборону с переменным успехом в области объема и длины, но в это десятилетие ткани требуется все меньше. Танцполы уменьшаются, количество танцующих увеличивается, даже накладные плечи кажутся громоздкими. Оптимальным нарядом для вечера становится маленькое черное платье. В 90-е годы вечернее платье снова теряет форму: унисекс, минимализм и гранж опять отменяют роскошь.
2000- е годы. Ушедший век последовательно формировал культ худобы. И вечерние наряды все больше напоминают античные тоги и пеплосы, два куска шикарно ниспадающей супердорогой высокотехнологичной ткани, скрепленные между собой в четырех точках. На платьях все меньше вытачек и швов — благодаря новым технологиям. От новых тканей, идеально облегающих фигуру, до сексуального призыва — один шаг. В таких вечерних платьях на свой страх и риск женщина может прийти на танцпол и быстро найти себе партнера. Праздничное платье для женщины — это ее свобода. Женщина оголяет шею и плечи, подчеркивает талию и бедра, разрез обнажает ноги.
История вечерних нарядов не стоит на месте и в наши дни. В последние годы вечернее платье отвоевывает свои позиции: снова становится модно переодеваться «в свет» и подчиняться дресс-коду. Однако переодевание имеет характер скорее игры, уловки.
Сегодня дресс-код стал более мягким. Случилось это синхронно во всем западном мире. Богатые люди из принципа начали носить простые вещи, модники — сочетать кроссовки с костюмом. Модели и суперзвезды стали появляться перед телекамерами в джинсах. Но церемонии вручения престижных премий, как и прежде, поражают зрителей сиянием тканей и безупречными формами женских тел.